Внеклассное мероприятие «Первоцветы Крыма»

Внеклассное мероприятие   «Первоцветы Крыма»

Цель и задачи:

Познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями нашей местности : мать-и-мачеха, сон трава, адонис, медуница, ветреница и др., выяснить их пользу.
Научить детей ценить красоту родной природы, правильно вести себя на «зелёных тропах».
Научить видеть позитивное и негативное влияние человека на окружающую среду.
Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.
– Привлечь внимание детей к проблемам исчезновения некоторых видов растений.
– Выяснить значение первоцветов в народной медицине.

Метод проведения: словесный, игровой, наглядно-образный.

Возраст детей: 79 лет.

Оборудование: иллюстрации первоцветов, раздаточный материал (канц.товары). Красная книга (образец),презентация «Первоцветы Крыма» компьютер с установленной программой показа презентаций Power Point. Электронный носитель информации с презентацией «Первоцветы Крыма»,аромалампа, музыкальное произведение А. Вивальди «Весна», муз. Ю.Антонова «Живет на свете красота», музыка П.И.Чайковского  «Вальс  цветов», произведения русских поэтов и писателей.

Раздаточный материал: листы альбома, акварельные краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки (на каждого ребенка),буклет «Первоцветы Крыма»,фотоколлажи.

Оформление доски

Ребус «Первоцветы»; фото цветов – первоцветов (пролеска,  первоцвет, медуница, фиалка, цикломен, крокус, гусиный лук, мать-и-мачеха) и таблички с их названиями; чайнворд «Не рви большие букеты!»; плакаты с правилами охраны первоцветов: «Не надо рвать большие букеты!», «Не губи места произрастания первоцветов!», «Не вырывай цветы с корнем!», «Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними!»; «Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов!».

Мероприятие разработано с применением приемов технологии развития критического мышления. Используемые приемы : вопросительные слова, вопрос на прогноз, синквейн.

Ход мероприятия

1. Организационный этап

2. Сообщeние темы, цели, задач мероприятия.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня наш классный час посвящается самому чудесному и нежному созданию природы. А что же это? Или же кто это? Послушайте, какие слова написал о нем великий сказочник Х. К. Андерсен. Я вам прочитаю отрывок из его рассказа, а вы внимательно слушайте, и постарайтесь догадаться, о чем рассказ

« Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову

– Прекрасный цветок! Как ты зелен и свеж! Ты первый! Ты единственный! Любимый ты наш! Ты несешь в города и селенья весть о теплом лете» – пели солнечные лучи. Весь снег растает, улетят холодные ветры, все зазеленеет. Но ты у нас самый первый, такой нежный, такой прозрачный!».

-Какое же чудо природы описывается в этом рассказе? Вы уже , наверное,догадались.
3.Игра «Да-нет» , Давайте поиграем в игру «Да-нет», я буду задавать вам вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте.

– Это рукотворное? (Нет)

-Это природное? (Да)

-Это животное? (Нет)

-Это растение? (Да)

-Это комнатное растение? (Нет)

-Это лесное растение? (Да)

– Это красивое? (Да)

-Это цветы? (Да)

-Так, что же это за цветок?

-А почему его можно назвать чудом?

 -Кто видел подснежники?

-Какие еще цветы появляются рано весной?

-А можно ли их назвать подснежниками?

-Ребята, все цветы, которые появляются рано весной, называют подснежниками или первоцветами. Сегодня мы будем говорить о них. Но сначала мы узнаем, что вы знаете о первоцветах?

4. Встречаем гостей

 Звучит музыка П.И.Чайковского  «Вальс  цветов» (под музыку входит Фея цветов).
Фея: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я – Фея цветов. Когда наступает весна, я украшаю всю Землю  цветами.  А вы любите цветы?   А я больше всего люблю первоцветы, так как они вестники весны.

5. Презентация «Первоцветы Крыма»( слайд № 1,2 )

(На экране поочерёдно показываются фото первоцветов, ребята называют их названия и рассказывают все, что знают о них. Если не знают, то рассказ ведет учитель. Приложение №1, 2, 4 ,5)

(Слайды № 3) Сон трава

 (Слайды № 4) Мать и мачеха

 (Слайды № 5) Медуница

 (Слайды 6) Фиалка

 (Слайды № 7) Крокус

(Слайды № 8) Пролеска

(Слайды №9) Первоцвет

(Слайды № 10) Гусиный лук

(Слайды 11) Цикломен

Учитель: -Почему же эти растения зацветают первыми так рано весной?
-У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья. Как вы думаете,почему?
– Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже выпустит яркий цветок.
– Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватает только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества. 

6. Лечебные свойства первоцветов

Учитель: Так давайте же вспомним, какие из первоцветов растут в Крыму?

– А кто из вас знает: какие из этих первоцветов используются в лечебных целях?
(Выслушав учеников, учитель продолжает рассказ.)

 Мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.
Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.
Ветреницу дубравную используют для лечения суставов. Собирают надземную часть растения (без корней), готовят настой на спирту и натирают им больные места. Растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.
Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания… Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время! (Приложение № 3)

7. Сказка «Спор Цветов»

– Ребята, видите какие все цветы красивые и замечательные. А послушайте, дети, сказку о том, как поспорили Первоцветы, кто из них самый замечательный

. Лампа загорается,

Сказка начинается.

    Был очень хороший весенний день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не верилось, что весна еще только-только начиналась. На одной из проталинок заспорили первоцветы.

  -Самое замечательное растение – это я, – сказала ветреница. – Потому что я самая смелая! Я зацвела раньше всех – на первых проталинках. Я – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. Лепестки нежно – голубые, как весеннее небо, меня даже подснежником называют, наверное,  потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

-Подумаешь, – возразила медуница. – Я вот зацвела чуть-чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. А какой у меня аромат! Я пахну медом. Меня все пчелы просто обожают!

-Нашли чем хвалиться, – вступила в разговор сон-трава.  Я напоминаю собой пушистый подснежный тюльпан. И название «сон» пришло из древности. По поверью, я обладаю пророческою силою: если положить меня на ночь под изголовье, я покажу человеку его судьбу в сонных видениях. А цвету я, даже если температура воздуха нулевая. Почему? Моя чашечка  – это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло.

– Какое необычное у меня имя – сказала мать и мачеха. Возьмите в руку  лист, и вы почувствуете, что его нижняя сторона, опушённая волосками, мягкая, создаёт ощущение теплоты. Это “мать”. Верхняя же сторона листа, наоборот, гладкая, жёсткая – она холодит. Это “мачеха”. А ещё моими листьями лечат раны.

-Ха-ха-ха! – рассмеялся адонис.-  Вы на меня посмотрите. Какой я крепкий, золотой, умытый, какой свежий, здоровый. А какая от меня польза людям! Мною лечат сердечные болезни. Нет-нет, не спорьте, самое замечательное растение – это я!

И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.

-Да, – сказал он, – ты, сон-трава, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, а ты, адонис, самый умытый и свежий. И твои лечебные свойства мать-и-мачеха тоже нужны людям.  Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, все без исключения дороги  нам, людям.

Тут человек вздохнул и грустно сказал: – Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь?

Сказку завершили.

Лампу потушили.  

-Фея:- Каждый из нас тоже может помочь сохранить редкие цветы, если будет следовать простым советам.

8. Основные правила охраны первоцветов ( слайд №12)

1. Цветы можно рвать лишь те, которые вы посадили сами. Например, в своем саду. 

2. Аккуратно ходи по лесу, не топчи первые весенние цветы.

3. Расскажи  младшим ребятам, друзьям и близким об охране первоцветов.

4. Если тебя заинтересовал цветок, то не рви его, а лучше сфотографируй. Его красотой смогут полюбоваться и твои друзья

5.Берегите первоцветы,
Весны первые шаги!
Ранним солнцем
Чуть согреты
Эти первые цветы!( слайд № 13 )

6.Запомни!!!  Если первоцветы не охранять, то они навсегда исчезнут с лица Земли

9. Конкурс.  «Берегите первоцветы»

Учитель:- Отгадайте следующую загадку. В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов.

Е

К

Ш

Ь

В

Р

Т

У

И

Л

И

Е

Ы

Б

Е

О

Б

Н

 

Ответ: фраза «Не рви большие букеты». ( Приложение №8)

Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.”( слайд № 14 )

10.Задание «Составь слово» ( Приложение №7)

Учитель: Вам предложены карточки, из которых надо составить название цветов. Один из этих цветов не будет являться первоцветом.

http://festival.1september.ru/articles/501331/img1.gif

 

Ответы: ПОДСНЕЖНИК, ОДУВАНЧИК, МАТЬ – И – МАЧЕХ, ЛАНДЫШ, ХОХЛАТКА, РОЗА лишняя ( слайды№15-21)

11. Хороводная игра «Веснянка»

Учитель: – Засиделись мы с вами. Пора немного размяться.

Дружно в хоровод вставайте и движенья повторяйте.

 Солнышко, солнышко,                            (изображаем солнышко кистями рук)

Золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!           (идут по кругу)

Побежал в саду ручей,                                (соединяем ладони вместе, изображаем волнообразные движения)

Прилетело сто грачей,                                  (машем  руками)

А сугробы тают, тают,                                  (приседают)

 А цветочки подрастают!                              (Медленно встают, изображая руками цветы)

12.Задание «Цветочный кроссворд»

А сейчас предлагаю разгадать кроссворд, да не простой, а цветочный (слайд № 22, 23) )

 

П

Е

Р

В

О

Ц

В

Е

Т

О

 

 

М

Е

Д

У

Н

И

Ц

А

С

 

 

 

О

Д

У

В

А

Н

Ч

И

К

 

 

 

 

Е

 

 

 

Ж

Л

А

Н

Д

Ы

Ш

 

 

 

И

 

 

 

 

Х

О

Х

Л

А

Т

К

А

 

По горизонтали:

  1. Какое растение называют «золотыми ключиками весны»?
  2. Какое растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик»? Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.
  3. А я цветочек желтенький
    С зеленым стебельком
    Раскроюсь утром ранним
    Закроюсь вечерком.
  4. Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.
  5. Зацветает этот весенний цветок очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. А у каждого цветочка длинный вырост – хохолок. Радует нас этот хрупкий цветок недолго.

 

      По вертикали:

  1. Первый вылез из землицы.

На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.

(Приложение №6)

13. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»( Работа в парах)

( Приложение№9)

 айдите одну лишнюю картинку из четырёх.

 Почему вы считаете, что именно она – лишняя?

Каким общим понятием можно назвать три остальных растения?
(даю карточки с изображением цветов. Дети выясняют, какое растение в данной карточке является лишним. Выслушиваю мнение детей

Что будет на земле, если исчезнут все первоцветы?

(Ожидаемые ответы: не будет красоты, пчелам не будет нектара в голодное для них время, не будет какого-то лекарства)( слайд №24)

14. Работа в группах

Красота первоцветов никого не оставляет равнодушным. Про них сочинены сказки, загадки, легенды, стихотворения.

Давайте мы с вами тоже попробуем написать стихотворение, но необычное, а синквейн( если дети не работали по синквейну, то объяснить)
( Дается время. Звучит музыка.)
Пример: Первоцветы
Весенние, нежные
Появляются, цветут, улыбаются.
Нужно беречь и охранять первоцветы.
Подснежники.
( зачитываются от каждой группы по желанию)

15. Поэтическая страница..

Кто является автором данного стихотворения.

1.О, первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей!

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

(А.Фет)

2.. Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь не скошенной травы

Головой качая?

(А.К. Толстой) ( Приложение №10)

16. Практическая работа
-Цветы, о которых мы с вами говорили, занесены в Красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.
– Одно из правил охраны первоцветов гласит: «Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов». Как можно это сделать?

 – Правильно, оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, чтобы люди запомнили эти цветы. Нарисуйте такой плакат.

(дети рисуют , фоном звучит музыка)( Приложение № 12, 13)

17. Итог занятия: ( слайд №  25)

1. С какими растениями мы сегодня познакомились?
2. С какими именно первоцветами?
3. Почему эти цветы появляются первыми?
4. Какие из этих цветов вам больше всех запомнились?

5.Как мы можем помочь первоцветам? ( Приложение № 11)

18. Заключительное слово педагога:

Ребята, сегодня у нас состоялся очень важный разговор. Вы познакомились с раннецветущими растениями Крыма, узнали о том, какая опасность им угрожает. Помните, что природа – наш дом, и чтобы в этом доме всем жилось хорошо, мы не должны нарушать её законов, мы должны учиться у природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:.

1.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2001.-С.154-159

2.Кузнецова М.А Резникова А.С.Сказания о лекарственных растениях.-Москва « Высшая школа». 1992.-270с

3.Петров В. В. Растительный мир нашей Родины (пособие для учителей начальных классов). – М., Просвещение, 1991.

4. Ремизова Г. Л., Эратова М. Е. Войди в зелёный мир (книга для учащихся).- М., Просвещение, АО Учебная литература, 1996.

5. http://www.solnet.ru (раскраски «Цветы»)

6. Картинки цветов   (автор и источник заимствования неизвестен)

7.Загадки о цветах –  http://www.solnet.ru

8. www.activclub.com.ua (фото первоцветов Крыма)

9.www.flora.crimea.ua (фото первоцветов Крыма)

1

 

 

 

No comments yet.